?

Log in

Iepriekšējie 15 | Nākošie 15

The importance of being a revolutionist

Это шиза какая-то - считать, что любой человек должен быть революционером.
Константин Сонин

Фраза, написанная профессором в ответ на мой комментарий к его посту, несмотря на некоторую категоричность, является одной из ключевых идей, порождающей многие проблемы современного общества. Ее родиной являются республики бывшего СССР, а носителями – эмигранты из этих республик в Европу, США и Канаду. Она служит оправданием для тех, кто решился уехать в надежде на лучшую долю. Не видя возможности «пригодиться, где родился», они перебираются туда, где в состоянии по достоинству оценить их способности. Но физическое перемещение в пространстве обусловлено отнюдь не географическими и климатическими особенностями тех мест, которые предпочитают эмигранты. Речь идет о социальной среде, то есть о мировоззрении тех людей, которые их окружают в новом месте проживания. Какие особенности их мировоззрения делают местную социальную среду столь благоприятной для самореализации?

В первую очередь это вера в право на свободу самовыражения. Как сформировалась эта вера? В процессе многовековой борьбы за это право. Из поколения в поколение миллионы сынов и дочерей европейской цивилизации отдавали за него свои жизни. Эмигранты из бывшего СССР вдруг оказались бенефициарами тех жертв, принесенных на алтарь человеческой свободы. Осознают ли они цену, заплаченную за их право на самореализацию? Судя по высказыванию профессора Сонина – нет. При поддержке позитивистской идеи о «естественности» права они пребывают в убеждении, что окружающая их свобода имеет природное происхождение. Мишель Фуко такое отношение к социальным явлениям именовал натуралистической наивностью. Я не настолько утончен как французский философ, поэтому предпочитаю модифицированный вариант русскоязычной идиомы «топографический идиотизм» - социальный идиотизм.
Read more...Collapse )

О леди Хаксли и "ядовитой гадине" Милвертоне

Ровно год назад, 25 января 2016 года я начал писать «Иисус Христос и принц датский Гамлет», дожидаясь маму в коридоре амбулаторного отделения Бикерниеки. Обычно бывает трудно собраться с мыслями даже в идеальных условиях, но в тот раз мне оставалось только успевать записывать. Возможно, причиной тому был свежий воздух соснового леса, в котором располагалось отделение.

Сегодня я с интересом перечитываю написанные в тот период эссе с философским уклоном – «Иисус и фарисеи», «Иисус Христос и принц датский Гамлет», «Мартин Лютер и Рене Декарт», «О происхождении нигилизма». И не только для того, чтобы поностальгировать или потешить свой нарциссизм, а чтобы узнать и понять что-то новое. Это звучит странно, но нередко написанное мною служит для меня же источником новых идей, словно это писал кто-то другой. Мысль написанная и мысль прочитанная – две большие разницы, как говорят в Одессе.
Read more...Collapse )

1965

В опубликованной 3 года назад серии статей, посвященных фильмам «оттепели» про «оттепель» оказалось много пропущенных страниц. Больше всего от этого пострадал 1965 год. И хотя «Иду на грозу» лучше всего отображает настроение того времени, в 1965 году было снято много других картин, добавляющих в пейзаж новые оттенки.
Read more...Collapse )


Marķieri:

Предложение, от которого сложно отказаться

В 2015 году я два раза писал о субсидиях Rīgas satiksme (Pensionāru laiki, О бюджете Риги на 2016 год). Недавняя статья Айвара Озолиньша побудила меня снова вернуться к этой проблеме. Журналист обратил внимание на то, что каждый пятый евро, уплаченный рижанами в виде подоходного налога, уходит на дотации этому предприятию. Под благовидным предлогом обеспечения бесплатного проезда рижан-пенсионеров в общественном транспорте из городского бюджета ежегодно выкачивается почти 100 млн. евро. Что конкретно происходит с этой суммой дальше, понять трудно, но одно можно сказать точно – Rīgas satiksme не бедствует. Об этом можно судить хотя бы по недавно закупленным трамваям с кондиционерами. Пенсионеры, конечно, должны быть довольны тем, что могут свободно перемещаться по городу, но что бы они сказали, если им предложить вместо летних поездок в трамвае с кондиционером один раз в год (может быть 5 раз, если ездить на трамвае каждый день) конкретную сумму денег?

Как мы все хорошо понимаем, бесплатные поездки в общественном транспорте – козырь в предвыборной компании в рижскую думу, который трудно побить. Ведь в Риге проживает порядка 150 тысяч пенсионеров, добросовестно ходящих на выборы. Часть из них, возможно, удастся убедить, что забота об их благе – всего лишь предлог для выкачивания из городского бюджета огромной суммы денег, но для большинства это не будет достаточным основанием для отказа от льгот. Поэтому решение этой проблемы не должно затрагивать интересы пенсионеров.
Read more...Collapse )

Лейтенант Коломбо и немецкий неолиберализм

Среди рощи бог может явится к тебе в разном обличье..., но ты его узнаешь, потому что ты знаешь силу добра.
Вряд ли вы найдете человека, которому не нравится сериал «Коломбо». И это кажется странным, потому что в нем перевернуты с ног на голову основы детективного жанра. Мы в самом начале уже знаем, кто убийца, и дальше следим только за тем, как с каждым шагом он все больше увязает в расставленных детективом ловушках. Такой способ построения детективного сюжета может показаться оригинальным, если забыть о написанном полтора века назад «Преступлении и наказании». Правда, с одной значительной оговоркой: сериальные убийцы абсолютно лишены хоть каких-то признаков раскаяния за содеянное. Мало того, обычно в процессе развития сюжета всем все становится ясно: лейтенанту Коломбо – кто убил, убийце – что его разоблачили. Единственным препятствием на пути торжества правосудия оказывается недостаток улик. И здесь драма достигает своего апогея, когда зло опознано, но не наказано. Получается своего рода двойное отрицание детективного жанра. Мы не только с самого начала знаем, кто убийца, но еще оказываемся в положении унизительной беспомощности из-за юридических формальностей. Вот она – «объективная реальность» во всей своей красе: хорошие люди гибнут от рук подонков, а те выходят сухими из воды, не ответив за свои преступления.
Read more...Collapse )

Good buy, Princess Leia

Marķieri:

Сны о чем-то большем

Три года назад я написал серию статей, посвященных фильмам «оттепели» про «оттепель». Тогда казалось, что мне удалось упомянуть все снятые в тот период картины, удовлетворяющие выбранному критерию. Некоторые из них я посмотрел первый раз или за полгода до того («Застава Ильича»), или несколько лет назад («Если ты прав», «Июльский дождь»). Но в этом году обнаружились прорехи в моем исследовании. Сначала это был «Долгая, счастливая жизнь» (1966) Шпаликова, потом «Лебедев против Лебедева» (1965) Габая и «Похождения зубного врача» (1965) Климова. А пару недель назад я случайно наткнулся на «Алешкину любовь» (1960) Щукина и Туманова, который отодвинул начало рассматриваемого периода на 2 года назад. Ведь серия статей начиналась с «Девять дней одного года» (1962) Ромма. Любопытно, что и в «Алешкиной любви» Михаил Ромм упомянут как художественный руководитель.
Read more...Collapse )
Marķieri:

«Закат истины» или о лживости правды

На днях я прочитал в The Economist большую статью, посвященную «миру после правды»(“the post-truth world”). И хотя ее размер предполагает детальное изучение всех изложенных в ней аргументов и фактов, мне хватило вводного предложения, чтобы взяться за написание развернутого ответа. Вот как это предложение выглядит на русском языке: «Нечестность в политике не является чем-то новым, но манера, в которой некоторые политики сегодня лгут, и хаос, который они могут вызвать, делая это, вызывает беспокойство».

Один из своих аргументов я нашел чуть ниже в той же статье: «Разве прижатые к стенке элиты не льют всегда крокодильи слезы, когда им не удается переубедить массы? Разве они не заявляют постоянно, что противная сторона распространяет ложь, убеждая простаков голосовать против своих интересов? Возможно, утверждают некоторые, британским сторонникам ЕС следует принять результаты референдума как выражение оправданного недовольства и стремление вернуть контроль – также как и решение многих американцев поддержать Трампа».

Далее автор возвращается к мысли, высказанной во вводном предложении: «Возможно, что в этой ситуации имели место подтасовки, но едва ли политика когда-либо была синонимом правдивости». Для большей убедительности приводится цитата Макиавелли: «…великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца…».
Read more...Collapse )

Симулякры и симуляция latviski (turpinājums)

На днях у меня появился повод продолжить тему симулякров и симуляции. Обсуждая с родственником особенности организации работы в местных супермаркетах, я узнал о требовании Службы госдоходов обеспечить прямую связь в реальном времени между кассовыми аппаратами магазинов и терминалом госучреждения.

Ужесточить контроль за предприятиями розничной торговли Службу госдоходов побудил процесс по делу «Gan Bei», в результате которого выяснилось, что владельцы сети ресторанов занимались махинациями с кассовыми аппаратами, которые нанесли ущерб государству в размере 960 тысяч евро. Ни один из обвиняемых по этому делу не получил реальных тюремных сроков. Сумма штрафов на физических лиц составила около 40 тысяч, остальные 290 тысяч были начислены на юридическое лицо, которому принадлежит сеть ресторанов.
Read more...Collapse )

Latvijas Republikas proklamēšanas diena

latvia-independence-day-2015-5658990511915008-hp

A moment of crystal clarity

It's the end of the world as we know it, and I feel fine.

VideoCollapse )

Симулякры и симуляция latviski

"Мнение людей, их духовная позиция являются для ориентации экономической политики намного важнее, чем сами экономические факты."
Matrix 1.jpg
Французских философов я почти не читаю. На днях взялся за "Симулякры и симуляция" Жана Бодрийяра, но утратил к ней интерес уже на первой странице. То же самое со мной произошло при попытке начать читать "Общество спектакля" Ги Дебора. Причина в обоих случаях одна и та же. Авторы строят свои рассуждения на предположении, что существует объективная социальная реальность, которую плохие люди пытаются исказить. Признавая наличие плохих людей, пытающихся конструировать картину мира под свои нужды, я считаю идею объективной социальной реальности примитивным экстраполированием новоевропейского естественнонаучного метода на сферу человеческих взаимоотношений. При этом я также готов признать, что есть люди, которые считают, что могут просто конструировать образы социальной реальности для большинства, есть те, кто ориентируется в своей жизни на данные образы и есть те, кто считает, что за этими образами скрывается объективная реальность. Моя же позиция заключается в том, что социальная реальность может существовать только в виде образов. В конце концов вопрос сводится к тому, чей образ оказывается наиболее привлекательным для большинства людей. Не путать с идеей Ницше о наиболее жизнеспособной лжи. И пока никому не удалось придумать что-нибудь лучше образа сына божьего, принесшего себя в жертву роду человеческому. Ни один другой образ не сумел вдохновить людей на те свершения и подвиги, которые мы знаем из истории. Даже Новое время, которое обычно преподносят как могильщика христианства, плоть от плоти плод размышлений христианских мыслителей.
Read more...Collapse )

Пробежка перед сном (Midnight Run)

Попытки вернуться через год к "Логическим исследованиям" Гуссерля пока ни к чему не привели. Мозг по-прежнему беспомощно скользит по поверхности главы о чистой логике, отказываясь зацепиться хоть за какой-нибудь фразеологический оборот. Остается только перечитывать свои прошлогодние статьи и поражаться той глубине, на которую я был в состоянии тогда погрузиться. Но неспособность забраться на Эверест еще не повод отказываться от любой физической нагрузки. Передачи Дмитрия Быкова на радиостанции "Эхо Москвы" и телеканале "Дождь" всегда были для меня неплохой интеллектуальной разминкой ("20 отжиманий Д.Быкова и немецкий неолиберализм", "День радио", "Глядя в телевизор/монитор").
Read more...Collapse )

Мы еще не победили (просто это уже и так заметно)

Сегодня возникла ассоциация, которая может послужить иллюстрацией к предыдущему тексту.

Представьте "Матрицу" братьев/сестер Вачовски. Мистер Смит повержен, Морфеус освобожден, Матрица разрушена и человечество возвращается на Землю во вновь отстроенные города.

Спустя 20 лет Нео однажды вдруг замечает, как одна и та же кошка проходит два раза.

Matrix.jpg

Alex in Sūdubedresland

На днях в Латвии разразился скандал в связи с откровениями бизнесмена Круминьша, вызванными проявленным к нему вниманием Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Забавно наблюдать, как "крутой пацан", заработавший свои миллионы на торговле нефтепродуктами с Россией, вдруг начинает без какого-либо стеснения "сливать" всех своих "бизнес-партнеров". Моральный релятивизм, который представители данной разновидности считают своим главным достоинством, при первых признаках грядущего дискомфорта превращает их из железных мачо в неумолкающих базарных баб. У них нет того, на что можно было бы опереться, и нет той цели, ради которой можно было бы терпеть лишения. Но природа и порода данной разновидности хомо сапиенса более-менее понятна и очевидна.
Read more...Collapse )

Iepriekšējie 15 | Nākošie 15