?

Log in

GWH

1965

В опубликованной 3 года назад серии статей, посвященных фильмам «оттепели» про «оттепель» оказалось много пропущенных страниц. Больше всего от этого пострадал 1965 год. И хотя «Иду на грозу» лучше всего отображает настроение того времени, в 1965 году было снято много других картин, добавляющих в пейзаж новые оттенки.

Начнем с фильма «Строится мост», снятого во время гастролей театра «Современник» в Саратове летом 1964 года. В Кинопоиске указан 1966 год и это грубая ошибка. Грубая она потому, что в октябре 1964 года был снят с должности Хрущев, а в феврале 1966 года состоялся процесс Синявского и Даниэля. 1965-ый стал годом последнего и решительного боя нового со старым. Поэтому, например, ошибочно указанный 1966-ой как год выпуска «Иду на грозу» тоже можно считать грубой ошибкой, тем более, что ниже годом премьеры указан 1965-ый.

Несмотря на то, что почти всех героев фильма играют молодые актеры театра, сам фильм скорее посвящен поколению сорокалетних - тем, кто пережил репрессии 30-х, войну и лагеря. Едва заметная сцена с прорабом в «Я шагаю по Москве» превратилась в полнометражный фильм. Если в фильме Данелии прораб оттаял за несколько минут общения с героем Михалкова, герою Евремова потребовалось для этого несколько дней.

Отправным пунктом на пути возвращения к самому себе становится разговор с бывшим зеком в исполнении Евстегнеева.
- Хочу дожить до момента, когда бюрократов будут судить в уголовном порядке.

Разговор с директором ПТУ ясно дает понять, в каких условиях приходилось работать молодым кинематографистам.
- Хоть вы и дорогой гость, но я человек откровенный – огорчаете вы новыми фильмами, настораживаете. Я, между прочим, сигнализировала. Так что с фильмами вам надо подтянуться. Обещаете?

Такие персонажи есть почти во всех снятых в тот год картинах. И опять стоит упомянуть один из самых ярких образов – Агатова из «Иду на грозу» в исполнении Лебедева. Но и в «Строится мост» директор ПТУ – не единственная.
- Вы приезжий, вы не знаете их.
- Кого «их»?! Соображаешь, что говоришь?! Кого ты называешь «их»?! Меня, жену мою, Синайских, Медведевых?! Ты то что, из другого теста сделан?!


«Иду на грозу» Микаэляна и «Лебедев против Лебедева» Габая поднимают один и тот же вопрос – о противостоянии бюрократической косности и этическому нигилизму на пути к достижению своей цели. Но если в «Иду на грозу» принципиальный Крылов противостоит мерзавцу Агатову и приспособленцу Тулину, в «Лебедев против Лебедева» герой противостоит самому себе – своей трусости и нерешительности.
И в этом смысле эта картина кажется более глубокой, так как показывает нам настоящего главного врага, который прячется внутри нас.

«Дайте жалобную книгу» Э.Рязанова - самый слабый из всех упомянутых здесь фильмов. Причиной провала, скорее всего, стала попытка повторить успех «Карнавальной ночи» 1956 года. Но Агатовы образца 1965 года уже мало похожи на Огурцовых образца 1956 года. Они приспособились к новым условиям, и перешли в контрнаступление. Номенклатурщик в фильме Рязанова уже не так безобидно-комичен как герой Ильинского, но выглядит по-прежнему беспомощным в своих попытках противостоять новому.
То, насколько плоско получилось изобразить это противостояние, видно на примере образа «старой клячи» Рины Зеленой, которая должна была символизировать отжившее прошлое.
Рязанов полностью себя реабилитировал в следующем фильме «Берегись автомобиля», в котором «идиот» Деточкин стал символом поражения нового в борьбе со старым. Правда, место Огурцовых-Агатовых там заняли спекулянты и расхитители социалистической собственности.

«Похождения зубного врача» Климова и «Тридцать три» Данелии стилистически очень похожи. Оба фильма сняты в эксцентричной манере. В такой же манере был снят «Человек ниоткуда» (1961) тем же Рязановым. Фантасмагоричный стиль давал возможность авторам откровенней высказываться о происходящем за кадром. Своего апогея такая манера сьемки достигла в «Том самом Мюнхгаузене» (1979) и «Кин-дза-дза» (1986), во многом благодаря тому, что место действия было перенесено в другую эпоху, страну и даже галактику.

Образ Агатова в обеих картинах приобрел глубину и рельефность, что сделало его еще более зловещим.
- Итак, товарищи, зубы – это жернова нашего организма. Человек, обладающий большим количеством зубов, хорошо усваивает пищу и поэтому он здоров, весел и счастлив в общественной и личной жизни. И наоборот, человек, страдающий отсутствием оных, предрасположен к болезням, раздражителен и морально неустойчив. В связи с вышесказанным, значение тридцать третьего зуба трудно переоценить, товарищи. Группа молодых ученых, которую возглавляю я, сейчас вплотную работает над этой проблемой. По нашим предварительным подсчетам мы, досконально изучив это явление, сможем в самом ближайшем будущем увеличить количество зубов у каждой общественно полезной единицы до 40-45 штук, товарищи. Следовательно, мы на пороге величайшего открытия, товарищи. Уникальный зуб Травкина Ивана Сергеевича может явиться ключом к воротам в новый золотой век, где навсегда сгинет в прошлое извечная ахиллесова пята человечества – проклятая беззубая старость. Что нам для этого надо, товарищи? Для этого нам, прежде всего, нужны средства для организации специального или, вернее, крупного научно-исследовательского центра в городе Верхние Ямки, где товарищ Травкин, этот выдающийся человек, смог бы без отрыва от производства…
А у нас Ласточкина выбывает. Не поделили что-то с Чесноковым. Знаете, как это бывает. Кто прав, кто виноват? Чесноков, во всяком случае, не виноват. Он у нас человек тихий. Что?... Почему Рубахин? Ну, у Рубахина были свои обстоятельства. Безусловно, что-то было, не без того. Что?... А мы с ним поговорим. Ему тоже есть, над чем подумать. А то что, так он у нас всех распугает. Что?... А вот это резонно. Это резонно. Это опасение у нас тоже возникло. Действительно, странное складывается положение: все предпочитают удалять зубы у Чеснокова, нежели лечить их у других врачей. Тут, знаете до чего дошло – общий процент зубов у населения уже сократился. И не только в нашем городе, а в ряде других городов и поселках области. Вот о чем надо подумать. Что?... И шумиха, это верно. Не нужная шумиха… Это есть... Есть!

Несмотря или даже благодаря эксцентричной манере, авторам удалось перейти на новый уровень глубины осмысления происходящего вокруг. Уже нет прежнего четкого деления на плохих и хороших героев. Граница между добром и злом смещается внутрь персонажей.

«Звонят, откройте дверь» Митты - последний в списке фильмов про «оттепель», снятых в 1965 году. Если спросить, о чем фильм, то ответ будет: о том, как девочка ищет первых пионеров. Но манера съемки в стиле Антониони превращает действия главных героев в ритуальную суету, на фоне которой проступают судьбы живых людей, ранимых и незащищенных. «Я шагаю по Москве» стал одним из первых фильмов, в котором появились живые герои. Митта сделал своих героев еще более живыми. «Звонят, откройте дверь» - самый кинематографичный фильм из всех перечисленных, потому что его невозможно пересказать.


Marķieri:

Comments

Мне кажется, Вы все же напрасно обругали "Дайте жалобную книгу". Все-таки не одной борьбой с бюрократией держится мир, а в этом фильме такая замечательная серенада :)

А вот "Тридцать три" показались мне скучным фильмом, даже несмотря на всю любовь к актеру в главной роли и режиссеру. Правда, мне и знаменитая "Кин-дза-дза" кажется страшно скучной :(

Мне кажется, что этот фильм просто разваливается на части. Не чувствуется режиссерского куража. Вот в следующей картине Рязанов нашел себя.

"Тридцать три" я тоже не считаю шедевром. Данелии пока не хватает мастерства, чтобы так снимать. И Рязанов, и Данелия в этих фильмах еще не нашли свою индивидуальную интонацию.

А вот "Кин-дза-дза" для меня шедевр. Но есть фильмы, которые делят поклонников и равнодушных строго по гендерному признаку. Еще один такой фильм - "Сталкер". В обоих режиссеры обходятся только героями-мужчинами.

Edited at 2017-01-14 15:56 (UTC)
"Вот в следующей картине Рязанов нашел себя"

А следующий - это же "Берегись автомобиля"? Ну, тот фильм, конечно, гораздо сильнее - он вообще едва ли не лучший у Рязанова :) Насчет рыхлости сценария "Книги" - конечно, согласна, но молодые Олег Борисов и Анатолий Кузнецов там все же хороши, особенно когда поют :)

"есть фильмы, которые делят поклонников и равнодушных строго по гендерному признаку. Еще один такой фильм - "Сталкер"

Нет, похоже, в моем случае тут что-то другое: во всяком случае, "Сталкер" мне нравится - особенно то место, где дочка Сталкера как бы читает тютчевские стихи! Настоящая жуть, а?

К тому же, кто Вам сказал, что женщины не любят фильмы, в которых действуют только мужчины? Скорее уж наоборот: я, во всяком случае, хорошо подумаю, прежде чем смотреть фильм с названием, например, "Восемь женщин" (этот конкретный я так и не видела, именно испугавшись названия ;)

"Киндзадза" мне скучна, потому что меня не смешат "бросания тортами", а там их слишком много. Я вообще не люблю эксцентрических комедий положений - скажем, я не в состоянии смеяться над де Фюнесом или Пьером Ришаром: мне все время хочется сказать: "Ну, перестаньте же, наконец, кривляться!". То же и здесь: все эти "ку" кажутся мне совершенно ненужным, утомительным кривляньем :(

У Данелии мой любимый фильм - "Не горюй!". Вот там никакого кривлянья нет, все по-настоящему :)
Я в статье писал, что эта эксцентричность - всего лишь маскировка, чтобы иметь возможность высказаться более откровенно. Фанаты этого фильма не видят "тортов". Он для них своеобразный советский неореализм.
"Звонят, откройте дверь". Ух, какой милый фильм. Спасибо за подсказку. Эмоционально зацепил очень сильно. Спасибо.
Поразительно, что только сейчас мы начинаем открывать для себя советское кино 60-х. А ведь казалось, что все фильмы смотрены-пересмотрены.

смотрите

60-х это еще и левая утопия. Тот самый Социализм с человеческим лицом. "Сталин был предатель - назад к Ленину" Борьба с буржуазностью часть сознания той молодежи.
Поэтому рестиран в старорежимном стиле где "план измеряется не в процентах, а в градусах" перестраивают под хай-тек и пьяные продавщи-хапуги в качестве посетителей и хамки в качестве официанток из него как бы тоже должны уйти :)
Поэтомы же Бунтарь в исполнении Табакова в "Шумном дне" рубит дедовской шашкой оставшейся с Гражданской (!) мебель которую купила жена брата.
"Я все равно паду на той, на той далекой на Гражданской. И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной" подпевают Окуджаве молые в "Заставе Ильича"
Гражданская война это идеал. С нее начался путь к коммунизму, а коммунизм вот-вот наступит!
И в Европе было популярны левые идеи. Нобелевская премия Камю, Нобелевская премия Сартра. Даже термин придумают "сартристы-маоисты".
И если для нас 1968 год это "танки идут по правде, которая не газета", то для них это студенческие беспорядки во Франции.
И дальше крах иллюзий. Наступают условные 70-е

Re: смотрите

Да, я тоже слушаю передачи Дмитрия Быкова. У молодых шестидесятников выбор не велик - если не Сталин, то Ленин. Пока они видят баги только на этом уровне. Поэтому, наверное, эту лавочку и прикрыли, так как стало ясно, к чему приведет эта "работа над ошибками".

Re: смотрите

вы мне не поверите, но в моем городе Эха Москвы нет.
Так что Быкова я не слушаю :)

Re: смотрите

Так у нас тоже не транслируют. Я его на интернет-портале Эха слушаю и даже смотрю.

приглядитесь

к "Верьте мне люди" по сценарию Юрия Германа. Снимать начал Леонид Луков. Умер. Кто доснял не знаю.
И еще "Увольнение на берег" Феликса Миронера. Суперпозитивный, но это суперпозитивность той самой молодежи :)

Re: приглядитесь

Мне когда-то посоветовали "Три дня Виктора Чернышева" (1967). Там позитива не так много. Фильм не простой.

Re: приглядитесь

кстати не слушал даже про этот фильм!!!
Надо посмотреть