?

Log in

GWH

Предложение, от которого сложно отказаться

В 2015 году я два раза писал о субсидиях Rīgas satiksme (Pensionāru laiki, О бюджете Риги на 2016 год). Недавняя статья Айвара Озолиньша побудила меня снова вернуться к этой проблеме. Журналист обратил внимание на то, что каждый пятый евро, уплаченный рижанами в виде подоходного налога, уходит на дотации этому предприятию. Под благовидным предлогом обеспечения бесплатного проезда рижан-пенсионеров в общественном транспорте из городского бюджета ежегодно выкачивается почти 100 млн. евро. Что конкретно происходит с этой суммой дальше, понять трудно, но одно можно сказать точно – Rīgas satiksme не бедствует. Об этом можно судить хотя бы по недавно закупленным трамваям с кондиционерами. Пенсионеры, конечно, должны быть довольны тем, что могут свободно перемещаться по городу, но что бы они сказали, если им предложить вместо летних поездок в трамвае с кондиционером один раз в год (может быть 5 раз, если ездить на трамвае каждый день) конкретную сумму денег?

Как мы все хорошо понимаем, бесплатные поездки в общественном транспорте – козырь в предвыборной компании в рижскую думу, который трудно побить. Ведь в Риге проживает порядка 150 тысяч пенсионеров, добросовестно ходящих на выборы. Часть из них, возможно, удастся убедить, что забота об их благе – всего лишь предлог для выкачивания из городского бюджета огромной суммы денег, но для большинства это не будет достаточным основанием для отказа от льгот. Поэтому решение этой проблемы не должно затрагивать интересы пенсионеров.

И такое решение есть. К сегодняшним льготам на проезд в общественном транспорте можно добавить еще одну опцию – возможность монетизации. Предоставить пенсионерам возможность обменять свое право бесплатного проезда на конкретную сумму денег. Предположим, что Рижская Дума платит ежемесячно по 25 евро за каждого пенсионера в виде дотаций. Можно предложить выплачивать в виде наличных 15 евро. Пенсионер сможет решать сам, что ему важнее – бесплатный проезд или 15 евро наличными. То есть у рижских пенсионеров не только сохраниться возможность бесплатно пользоваться общественным транспортом, но и появиться возможность получить дополнительный доход, если в данном виде льгот они не нуждаются. Такая возможность приведет к более справедливому распределению льгот, так как сегодня те пожилые люди, которые не в состоянии бесплатно использовать городской транспорт, оказываются ни с чем.

Данное предложение не является эксклюзивным для какой-то конкретной партии. Им может воспользоваться любая, в том числе и Центр Согласия. Что касается нынешнего мэра Риги, то готовность расширить льготы для пенсионеров послужит также доказательством того, что сами льготы не являются всего лишь благовидным предлогом для выкачивания денег из городского бюджета.


Comments

Может разумнее предложить е-талоны или как там сейчас(не езжу), пенсионерские е-талоны? Бабушка купила, откатала за месяц(они месячные?), 15 поездок, т.е. допустим, наездила на 15 евро(не знаю- сколько и поездка стоит)), и обналичила свой выкатанный пенсионерский е-талон. Только не на 15 евро а на 12, допустим. Чтоб неповадно было кататься просто так. Лембергс что то подобное говорил. Что- мы даем льготы тем, кто ездит на маршрутке(в Вентспилсе) а тот, кто едет на велосипеде или идет пешком, получается, "пролетает". Это к тому, что льготы должны быть, но не в виде полностью бесплатного проезда.
В данном случае я предлагаю вариант, который не ухудшает, а улучшает позиции пенсионеров, и одновременно дает возможность сэкономить бюджетные деньги, так как выплаты наличных будут меньше, чем дотации Ригас Сатиксме. Ваш вариант предполагает фактическое уменьшение льгот пенсионеров, что может быть экономически целесообразно, но политически трудно выполнимо накануне выборов в самоуправление. Здесь важно учитывать политический контекст. Пенсионеры - не просто пожилые люди, а избиратели.
Хорошо, что у нас в этом смысле все проще. Aivars tā pateica un punkts! )
А у вас - это где? В Северной Корее? Если в Латвии, то вряд ли.
в Вентспилсе
Да, я понял, откуда ветер дует. Это был сарказм.
Надбавки к пенсиям, это забота государства, т.е. правительства. А кто у нас в правительстве бессменно? СЗК, Единство и ТБ - вот их и нужно гнать взашей, чтобы решить проблему мизерных пенсий и нищеты стариков. Сволочи они, одним словом! А Рижская Дума тут ни при чём. Хоть катает несчастных.
Дума несчастных катает не бесплатно, а за 100 млн. евро, уплаченных рижанами в виде подоходного налога. Куда эти 100 млн. уходит - непонятно. Так пусть хотя бы у пенсионеров будет возможность получить часть из этих денег на руки, если им кататься не хочется или нет возможности. Ну а если, как вы пишите, пенсионерам денег не хватает на самое необходимое, то катать их больными и на голодный желудок вообще кажется издевательством.
Предыдущие администрации Рижской Думы тоже очень нехило спонсировали Ригас Сатисме, заказывая самые дорогие троллейбусы, низкопольные трамваи и системы валидаторов (это же не при Ушакове деньги разбазаривались), а пенсионеров не катало. Вопрос о большем контроле финансов Ригас Сатиксме в компетенции Госконтроля, который оттуда не вылезает, а о стариках должно заботиться государство, но оно не выполняет своих прямых обязанностей.
Так что, понимаю, куда вы тут воду льёте, но явно не на ту мельницу.
Если не вдаваться в подробности, чем конкретно Вас не устраивает предложенная мной схема? Только тем, что о пенсионерах должно заботиться государство, а не Рижская Дума? Тогда зачем она обеспечивает бесплатный проезд в общественном транспорте? Если же Ушаков заботится о пенсионерах, то почему бы не делать это еще лучше за меньшие деньги? Мое предложение конкретно и абсолютно рационально с экономической точки зрения, а Вы вдруг начинаете махать шашкой в лучших традициях тех самых кремлеботов, о которых Вы так часто пишите. Никак от Вас не ожидал такого.
Схема как раз устраивает, что пенсионеров нужно чуток ограничить в свободе, а то они заполонили весь общественный транспорт и даже в булошную 200 метров предпочитают им ездить. Вообще, считаю, что правильнее было полностью перенять опыт Таллинна. А вообще, я не поклонник Ригас Сатиксме, потому что управление там и оптимизация маршрутов и расписания поставлены из рук вон плохо - некоторые маршруты под завязку забиты, а некоторые регулярно пустые, а некоторые и ещё ходят кругами, как, например, автобусы в Яунмарупе, в аэропорт или троллейбус № 13.
Лучше было бы деньги налогоплательщиков рижан пустить на второй Золотой мост, правда? ;))
Ну Вы совсем оторвались от сути моего предложения и перешли на уровень "жидобандеровцы", "деды воевали" и т.п. Где Вы в моем тексте видите предложение отобрать деньги на бесплатный проезд пенсионеров?
Отобрать - нет, но идею в целом критикуете.
Я критикую идею разворовывания бюджетных денег, прикрываясь заботой о пенсионерах. И Rīgas satiksme в этом списке не единственная организация. Например, то же самое происходит при субсидировании лекарств
Так почему со стороны Госконтроля не было ошеломляющих заявлений о разбазаривании или воровстве средств в Ригас Сатиксме, ведь, так, придирались по мелочам?
Разве нужен Гссконтроль, чтобы понять, что закупка трамваев с кондиционерами для города, где настоящая жара бывает не чаще, чем одну неделю в год, является разбазариванием средств? И это без всяких проверок. Что проверяет Гсконтроль, я не знаю. Воровать деньги можно и в рамках закона. В Латвии это утверждение стало почти аксиомой. Для этого есть карманные депутаты, принимающие нужные законы. Вчера Янсонс предложил ликвидировать Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Вот такая у нас сегодня "линия партии".
Разве нужен Гссконтроль, чтобы понять, что закупка трамваев с кондиционерами для города, где настоящая жара бывает не чаще, чем одну неделю в год, является разбазариванием средств?
---
Договора с трамваями подписаны не Ушаковым, а его предшественниками из ныне правящих государством, ему приходится их просто исполнять, так же, как и оплачивать кредиты за Золотой мост.
Я так понимаю, что почти все плохое было сделано до того, как Ушаков стал мэром, а все хорошее - во время его правления. Он сидит в кресле мэра почти 8 лет, а Вы рассказываете о том, что недавние закупки трамваев с кондиционерами осуществлялись по старым контрактам. Тогда на какие шиши он катает пенсионеров, если Рига в долгах как в шелках? Настоящий хозяин постарается уменьшить расходы, чтобы расплатиться с кредиторами. Или он также надеется на то, что счет за его банкет придет кому-то другому.
Вот, честно, меня всегда поражало, какая у людей короткая память - вот уже и не помнят про скандалы по договорам с трамваями и прочим.
Мне кажется бесполезным сейчас выяснять, кто подписал контракты на покупку трамваев с кондиционерами. Не потому, что Вы правы, а потому, что спор уйдет в область недоказуемых фактов. А вот что можно обсуждать без документов - это готовность чиновника увеличивать расходы при уже имеющихся огромных долгах, оставленных его предшественниками. Почему Вы считаете, что Золотой мост является оправданием для таких же бессмысленных расходов нынешним мэром? Вы раньше писали, что маленькие пенсии - заслуга правительства. Будь у власти ЦС, пенсии сразу выросли бы. А откуда они взяли бы деньги? Опять залезли в долги? Политики - не волшебники. Они всего лишь распоряжаются нашими деньгами, уплаченными в виде налогов. Пенсионеры, конечно, проголосуют за тех, кто им пообещает бесплатный проезд, но как такая ежегодная трата 100 млн. евро повлияет на экономику страны в целом?