?

Log in

No account? Create an account
GWH

Сны о чем-то большем

Три года назад я написал серию статей, посвященных фильмам «оттепели» про «оттепель». Тогда казалось, что мне удалось упомянуть все снятые в тот период картины, удовлетворяющие выбранному критерию. Некоторые из них я посмотрел первый раз или за полгода до того («Застава Ильича»), или несколько лет назад («Если ты прав», «Июльский дождь»). Но в этом году обнаружились прорехи в моем исследовании. Сначала это был «Долгая, счастливая жизнь» (1966) Шпаликова, потом «Лебедев против Лебедева» (1965) Габая и «Похождения зубного врача» (1965) Климова. А пару недель назад я случайно наткнулся на «Алешкину любовь» (1960) Щукина и Туманова, который отодвинул начало рассматриваемого периода на 2 года назад. Ведь серия статей начиналась с «Девять дней одного года» (1962) Ромма. Любопытно, что и в «Алешкиной любви» Михаил Ромм упомянут как художественный руководитель.

Закономерным будет вопрос: почему фильм про любовь, как следует уже из его названия, претендует на статус «оттепельного»? Ведь любили и в годы сталинских репрессий, и даже во время войны. В этом заключается замысел авторов – показать на примере всем известного человеческого чувства, не имеющего отношения ни к политике, ни к идеологии, произошедший в обществе тектонический сдвиг.

«Социализация» истории происходит уже в первых кадрах, когда герой Быкова зарабатывает за свою излишнюю щепетильность презрительное прозвище «интеллигент».
Авторы сразу дают понять, кто есть кто, и какие между ними отношения. Интеллигент в тогдашнем табеле о рангах стоял рядом с буржуем. Уже в «Девять дней одного года» произошло раздвоение личности главного героя на несгибаемого Гусева, обладающего всеми необходимыми положительными качествами советского человека, и его верного оруженосца-интеллигента Илью, подвергающегося тем же унижениям, которые выпадают на долю героя Быкова в первой части фильма.
- В другой раз, в другой раз. Телок!

Сначала влюбленность Алешки ничем не отличается от влюбленности любого другого молодого человека. Он каждый день совершает многокилометровые марш-броски, чтобы увидеть возлюбленную, и робеет в ее присутствии. Сюжет развивается вполне предсказуемо до момента, пока его настойчивость не приносит, наконец, свои плоды. И вот здесь начинается уже другая история.
- Ты что, никогда за девчонку не держался?
- А если нет, то тогда что?
- Так не теряйся, пока я добрая.
- Я не люблю таких шуток.
- Подумаешь. А зачем же ты приходил сюда?
- А я ходил не к такой.
- А я вот такая. Не нравлюсь?
- Нет.


Вдруг оказывается, что герою нужно что-то большее. Сначала недоумение появилось на лицах его товарищей, когда он стал каждый день проходить 30 километров, чтобы увидеть девушку на железнодорожном переезде. Теперь пришло время растеряться самой девушке. Тут на память приходит Дульсинея Тобосская. И Алешка донкихотствует на всю катушку.
- Ну какая тебе корысть в его извинении? Ну, хочешь, мы ему морду набьем за тебя.
- Да не нужна мне его морда. Пусть извинится.

Но, в отличие от героя Сервантеса, он, в конце концов, оказывается в компании благородных рыцарей и дама его сердца босиком по солнцепеку приходит к нему за сотню километров. Сознание определило бытие.
Marķieri:

Comments

"СТроится мост"

я тут недавно глядел. 1966 года.
Снимали в Саратове. Там вся трупа театра Современник играет. Олег Ефремов один из режиссеров. Кино о строителях моста. И молодых и стариков с их детьми.
Тоже крамольное. Там Евстигнеев играет бывшего политзаключенного. Они там с женой "Ванинский порт" поют.
В общем интересно

Re: "СТроится мост"

Да, я смотрел этот фильм и даже два раза. Это постановка театра "Современник". Они тогда были на гастролях в Саратове. Заодно и фильм сняли. Его тоже надо добавить в список.

Re: "СТроится мост"

и Татьяна Лаврова там тоже :)

Re: "СТроится мост"

Пытался вчера и сегодня разобраться, когда именно снимали "Строится мост". В Кинопоиске указан 1966. Но в рецензиях участников указано лето 1964 года, еще до снятия Хрущева. Это очень важно, потому что настроение в фильмах после октября 1964 года начинает меняться. Уже нет того хлещущего через край оптимизма, который мы видим в "Строится мост".

Re: "СТроится мост"

у меня мама из Астрахани. Я у ее родителей в детстве много раз жил летом.
Само обаяние Волги... :)

а Шумный день

Эфроса/Натансона вам как? 1960-й.
Так Табаков в роли бунтаря :)

Re: а Шумный день

Недавно пытался смотреть, но до конца не осилил. Слишком театрально и прямолинейно. "Строится мост" тоже страдает театральностью, но судьбы и характеры показаны более рельефно. А там какая-то борьба с буржуазным мещанством.

Re: а Шумный день

еще "Коллеги" и "Мой младший брат". Это экранизации Аксенова. 1961 и 1962 годы.
И конечно "Друг мой Колька" Митты/Алексеева.
Это хоть и про детей, но там...

Re: а Шумный день

"Коллеги" я недавно смотрел. Даже хотел связать его с "Алешкиной любовью". В "Коллегах" автор уже вынужден оправдываться, доказывать свою правильную ориентацию. "Алешкина любовь" тоже начинается с наезда, но в "Коллегах" это уже намного серьезней. Вообще противостояние между старым и новым в этих фильмах очень жесткое.
Что касается Митты, то я также на днях пересмотрел "Звонят, откройте дверь". Вот его я помню с детства. И "Дайте жалобную книгу" Рязанова. Фильм довольно слабый, но идея все та же - противостояние старого и нового. Правда, сам Рязанов, будучи в преклонном возрасте снял "Старых кляч". А вот в фильме 1965 года он этих старых кляч не жаловал, хотя там ее играет сама Рина Зеленая. И хотя там ее роль вроде как отрицательная, и почти микроскопическая, она все равно великолепна. Даже наоборот, дореволюционная старорежимность в ее исполнении бесподобна. Настоящий Серебряный век.

Re: а Шумный день

тут скорее противостояние интеллектуалов и необразованной но самоуверенной части населения. О чем Райкин много номеров делал.
Там в Дайте жалобную книгу фраза гениальная есть.
- Еще улыбается! Интеллигент :)
Когда героя за драку в ресторане забирают

Re: а Шумный день

вот стихи Рождественского.
Я их слыхал давно, но не помнил фразы. Поэтому в предыдущих дискуссиях не приводил.
Вот такое их мироощущение:
"Мы - виноваты
Виноваты очень:
Не мы
с десантом
падали во мглу.
И в ту -
войной затоптанную
осень -
мы были не на фронте,
а в тылу.
На стук ночной
не вздрагивали боязно.
Не видели
ни плена,
ни тюрьмы!
Мы виноваты,
что родились поздно.
Прощенья просим:
Виноваты мы.
Но вот уже
и наши судьбы
начаты.
Шаг первый сделан-
сказаны слова.
Мы начаты-
то накрепко,
то начерно.
Как песни,
как апрельская трава..
Мы входим в жизнь.
Мы презираем блеянье.
И вдруг я слышу разговор о том,
что вот, мол, подрастает поколение.
Некстати: непонятное:
Не то:
И некто-
суетливо и запальчиво,-
непостижимо злобой
увлечен,
уже кричит,
в лицо нам
тыча пальцем:
"Нет, мальчики!"
Позвольте,
он - о чем?
О чем?
Нам снисхождения не надо!
О чем?
И я оглядываю их:
строителей,
поэтов,
космонавтов -
великолепных мальчиков моих.
Не нам брюзжать,
Не нам копить обиды:
И все ж -таки
во имя
всей земли:
"Да, мальчики!"
Которые с орбиты
космической
в герои
снизошли!
Да, мальчики,
веселые искатели,
отбившиеся
от холодных рук:
Я говорю об этом
не напрасно
и повторять готов
на все лады:
Да, мальчики в сухих морозах Братска!
Да, мальчики, в совхозах Кулунды!
Да,
дерзновенно
умные
очкарики-
грядущее
неслыханных наук!
Да, мальчики,
в учениях тяжелых,
окованные
строгостью
брони.
Пижоны?
Ладно.
Дело
не в пижонах.
И наше поколенье -
не они.
Пусть голосят
о непослушных детях
в клубящемся
искусственном дыму
лихие спекулянты
на идеях
не научившиеся
ничему.
А нам смешны
пророки
неуклюжие.
Ведь им ответить сможем мы сполна.
В любом из нас клокочет революция
Единственная.
Верная.
Одна.
Да, мальчики!
Со мною рядом встаньте
над немощью
придуманной
возни.
Да, мальчики!
Работайте, мечтайте.
И ошибайтесь,-
Дьявол вас возьми!
Да, мальчики,
выходим в путь негладкий!
Боритесь
с ложью!
Стойте на своем!
Ведь вы не ошибетесь
в самом главном.
В том флаге, под которым мы живем!"
1963 год

Re: а Шумный день

Составил список фильмов за 1965 год, не вошедших в мой обзор. Получился внушительный список. "Строится мост", "Лебедев против Лебедева", "Похождения зубного врача", "Тридцать три", "Дайте жалобную книгу" и "Звонят, откройте дверь". Попробую подготовить новый обзор за этот год. И два фильма по Аксенову тоже надо будет обработать. Только вот с годами выпуска чехарда на Кинопоиске. "Иду на грозу" там датируют 1966 и тут же ниже пишут, что премьера состоялась в 1965-м.

Re: а Шумный день

поглядите это. Не по теме но посмеетесь
http://ru-kino.livejournal.com/6666392.html